Есть ли у нас социальные гены?

Это открытая статья из курса «Анализ социополитического дискурса». Чтобы изучить весь курс, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.
Разговоры ученых о влиянии генетики на социальное неравенство чаще всего заканчиваются на пессимистичной ноте. Все предопределено, ДНК-лотерея, счастье — это везение. Однако мечта о преодолении несправедливости в распределении благ продолжает вдохновлять исследователей всего мира. К решению этой проблемы подступались философы, социологи, экономисты, биологи и многие другие. В XXI в. человечество, похоже, существенно продвинется вперед в понимании того, как можно повлиять на социальные траектории человека, варьируя генетические наборы. Однако пока мы лишь начали смотреть вглубь генома и разбираться с его устройством. В двойственной биосоциальной сущности человека до конца неясно ни то, как устроена каждая часть, ни то, как они взаимосвязаны.
Что вообще такое «ген»?
Геном называют единицу наследственности живых организмов. Из школьной биологии мы помним, что ген выглядит как цепочки ДНК, а их конфигурация влияет на то, какие наследственные признаки получит потомство от родителей. Родоначальником научного изучения генов является Грегор Мендель, опубликовавший результаты опытов по исследованию гороха в 1865 г. Ученый выявил закономерности наследования потомством родительских признаков у растений и впоследствии сформулировал ряд закономерностей, ныне известных как законы Менделя.
  • Это, в частности, закон доминирования признаков
    Согласно которому в первом потомстве чистой линией проходит один из признаков родителя. Например, в потомстве низких и высоких растений будут только высокие, а результатом скрещивания гороха с гладкими семенами и гороха с семенами морщинистыми будет потомство только с одним типом семян. Доминирование признаков, конечно, может быть смешанным или неполным, но это уже сложные детали, интересные специалистам.
  • Вторым законом является закон расщепления
    Согласно которому количество доминирующих и остаточных (рецессивных) признаков в потомстве всегда проявляется в определенном соотношении. Например, при скрещивании гетерогенных особей рецессивные признаки проявятся и во втором поколении.
  • И наконец третий — закон независимого наследования
    Заключается в том, что особи, у которых есть два и более отличающихся признаков, дадут потомство, где эти признаки комбинируются независимо друг от друга во всех возможных сочетаниях.
Сегодня законы Менделя усовершенствованы и показывают, что отношения между генами гораздо сложнее. Представления о генах в науке сегодня настолько сложны, что единого мнения о том, что такое ген, у ученых не существует. Некоторые считают ген просто информацией, которая воспроизводится от потомства к потомству. Другие, например известный ученый Ричард Докинз, считают ген элементом или единицей естественного отбора, а любой организм — своего рода прибежищем, которое с разным успехом используют гены, чтобы выжить.
Ричард Докинз предложил термин «мим» (meme), в русском языке превратившийся в «мем», для обозначения единиц культурной информации, которые подобно генам воспроизводятся в социокультурной среде и сознании людей, трансформируются, комбинируются и разделяются в борьбе за выживание в информационном пространстве, в том числе образуя новые мемы. То есть мемы — это «репликаторы» или те, кто для размножения воспроизводит сам себя. Докинз считал, что для выживания мемам требуются определенные характеристики: повторяемость, воспроизводимость, узнаваемость.
По сути, мему присущи поведенческие практики, то есть он может импровизировать во взаимодействии с другими элементами информационного пространства. В дальнейшем представления о мемах развились настолько, что появилась даже квазинаука меметика. Примечательными являются представления о так называемых мемплексах — сложных конфигурациях мемов, складывающихся в идеологические комплексы. Мемплексом могут быть, например, религиозные или политические доктрины.
«Если ген распространяется в химической среде, используя для размножения химические вещества, то мим распространяется в информационной среде: на носителях информации, в человеческой памяти, а также в сети. Так же как гены конкурируют между собой за ресурсы — химические вещества, так и мимы конкурируют за информационное пространство. По целому ряду причин между пространственным распределением генов и мимов могут наблюдаться достаточно жесткие корреляции».
Richard Dawkins
Рано или поздно научный интерес коснулся бы вопросов наследуемости социальных и психологических черт у сложных организмов, в том числе у человека, что и происходит сегодня в научном междисциплинарном пространстве. Так, от цветков гороха пытливый человеческий ум докопался до факторов наследуемости предрасположенности к бедности в зависимости от географического признака.
Социальность в природе
Начало изучения социального поведения можно вести от Античности, в частности «Политики» Аристотеля. Стагирит считал человека zoon politikon, или политическим животным, что означает наиболее развитого представителя биологического вида, живущего в социальной системе (как муравьи и пчелы, например). Сегодня ученые исследуют биологические основы социальности и находят своего рода социальные гены, отвечающие за трансформацию общественного поведения.
В университете штата Иллинойс проводились опыты на медоносных пчелах. В результате выяснилось, что пчелы могут менять модели поведения в зависимости от потребностей пчелиного социума. Недавно рожденные пчелы поначалу могут следить за личинками и яичками, а потом начинают собирать пыльцу и нектар, но если вдруг в улье становится мало работников и наблюдается дефицит питательных веществ, то они могут переключиться на деятельность по сбору пищи.
Такие изменения в поведении требуют титанических усилий по преобразованию тысяч генов в нервной системе насекомых, однако в то же время говорит и об «экономическом» мышлении природы, а также свидетельствует о существовании особых путей эволюции функций генных аппаратов живых существ. Соответственно, можно предположить, что и у людей генная регуляция общественного поведения строится на аналогичных принципах, которые еще предстоит исследовать.
В журнале Nature Human Behavior было опубликовано исследование, результатом которого стало обнаружение следов врожденной социальной стратификации на генетическом уровне. Изучая британцев, ученые выявили, что люди со схожими наборами генов и уровнем восприимчивости к определенным заболеваниям живут в одних и тех же регионах страны.
Прежде считалось, что разные варианты генов приблизительно распределяются в популяции случайным образом. На этом предположении основан недавно ставший популярным метод менделевской рандомизации. Его суть такова: если определенные варианты гена связаны с определенным признаком, то можно предположить, что этот признак в популяции распределен случайным образом.
И тогда мы сможем увидеть, правда ли, что люди с этим симптомом чаще болеют тем или иным заболеванием. И если это так, мы можем предположить, что мы установили причинно-следственную связь. Примерно так было проведено недавнее исследование того, как курение связано с риском депрессии и шизофрении. Ученые считают, что таким образом им удалось обнаружить расслоение общества на генетическом уровне.
Чем сильнее та или иная характеристика была связана с социально-экономическим уровнем, тем больше степень группировки показателей риска по этой характеристике. Вероятно, это пережитки индустриализации: когда-то представители беднейших слоев населения ходили работать на шахты и селились вокруг них. Бедные мигранты по-прежнему приезжают в эти районы, но те, кто интересуется образованием и работой, покидают их.
«Генетические варианты могут быть распределены в популяции далеко не случайным образом. На это могли повлиять, например, пути миграции людей тех или иных социальных групп между странами или даже в пределах одной страны»
Abdel Abdellaoui, Geneticist, Amsterdam University Medical Centers
Подобное проявление социального неравенства может, в частности, искажать результаты статистических исследований, если вдруг окажется, что генетические варианты распределены среди населения неравномерно. Кроме того, неравенство в одной базе искажает данные в другой. Например, вы можете представить, что люди с более низким показателем полигенного риска для образования с большей вероятностью будут жить в бедных регионах, есть нездоровую пищу и страдать ожирением.

Врожденные идеи vs tabula rasa

Нас всегда интересовало то, как транслируется социальная память. В западной цивилизации часто возникали дискуссии, существуют ли врожденные идеи. Интересно, что один из отцов-основателей либерализма Джон Локк критиковал теории о возможности наследования социальных представлений и использовал понятие tabula rasa. Теория Локка о человеческом разуме как о «чистом листе» существенно повлияла на идейное становление западного мира.
Что же такое tabula rasa? Это словосочетание приобрело широкую известность после того, как Джон Локк употребил его в своем главном философском сочинении «Опыт о человеческом разумении», вышедшем в 1690 г.
«Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта».
John Locke
Теория tabula rasa описывает процесс заполнения человеческого разума данными от стадии «чистого листа», на котором формируются алгоритмы и законы видоизменения этих данных. Все новые сведения пополняют багаж ума посредством чувственного опыта. Так же возникают и законы изменения знаний, доступных индивиду. В этом смысле Локк является последователем эмпиризма.
Согласно английскому мыслителю, идея tabula rasa символизирует врожденную чистоту и пустоту человеческого духа человека, а также подчеркивает свободу человека создавать свою собственную душу. Индивид волен выбирать наполнение своей личности, но основную сущность его идентичности, как представителя человеческого вида, изменить невозможно. Это предположение о свободном субъективно созидаемом разуме в сочетании с врожденной человеческой природой привело Локка к созданию учения о «естественных» правах.
Термин tabula rasa используется и в психоанализе Зигмунда Фрейда, который изображал черты личности как сформированные семейной динамикой, что, в частности, объясняется понятием «эдипов комплекс». В своих теориях Фрейд предполагает, что люди лишены свободы воли, влияние генетических предрасположенностей на человеческую личность минимально, а воспитание является основным параметром, определяющим развитие индивида. Особенно популярной концепция «чистого листа» стала в социальных науках в XX в., и немалую роль в этом сыграл бум позитивизма с его идеями о социальном научении.
Однако и до распространения позитивистского мышления в общественных науках ранние идеи евгеники предполагали, что человеческий интеллект сильно взаимосвязан с социальным классом. Справедливости ради стоит сказать, что позже эти утверждения были отвергнуты, и разговоры о генах (или просто «крови»), определяющих характер человека, стали расистскими. К 1970-м гг. некоторые ученые стали воспринимать даже гендерную идентичность как социально сконструированную, а не генетически обусловленную.
Научные изыскания в различных областях психологии и нейробиологии продемонстрировали существенные доказательства того, что вся кора головного мозга в первую очередь запрограммирована и сконфигурирована для обработки информации, поступающей от органов чувственного восприятия. Кроме того, мозг по умолчанию управляет функциями движения, а также эмоциями и рефлексами в изначально заданных ситуациях. Эти «предустановленные» в мозге механизмы в дальнейшем работают, чтобы анализировать и оптимизировать способности тела. Таковым, в частности, является доказанный психологами факт, что в мозге присутствует изначальная установка на спонтанное восприятие устной речи в отличие от письменной.
Однако меньшинство психологов и нейробиологов утверждают, что мозг — это tabula rasa только для конкретных форм поведения. Например, некоторые специалисты отрицают наличие врожденных способностей приобретать как общие, так и конкретные знания или навыки. Против возможности человеческого ума развиваться по модели tabula rasa свидетельствуют данные психогенетических исследований на примере изучения близнецов и усыновленных детей. Так, например, подтверждается влияние генов на такие черты личности, как интеллект, склонность к алкогольной зависимости, гендерная идентичность и другие.
Результаты этих исследований были положены в основу формулирования гипотезы социальной установки, которую неофициально также называют «программированием на общественное поведение». Косвенными свидетельствами справедливости этой гипотезы могут быть данные, полученные при наблюдении за новорожденными. Уже через несколько часов после появления на свет они показывают своим поведением, что могут вступать в социальное взаимодействие, в частности с помощью имитации мимики.
Поскольку это нельзя назвать результатом социализации или социального конструкционизма, то, скорее всего, дети рождаются с уникальной генетической связью, в которой наследуются, помимо всего прочего, модели социального поведения. Основное свидетельство в поддержку этой теории — исследования беременностей, в результате которых рождаются близнецы. Ведь если существуют наследуемые социальные формы взаимодействия, то ожидаемо, что близнецы будут демонстрировать готовность вести себя социально еще до рождения.
Позже ультразвуковой анализ поведения близнецов в материнской утробе показал, что они очень часто целенаправленно взаимодействуют друг с другом. Более того, данные экспериментов привели ученых к выводу о том, что определяющим социальное поведение является контекст: чем сильнее он располагает к социальному поведению, тем реже действия ребенка будут направлены только на себя.
Nature vs nurture
С догадками о наследственном характере социальных черт появляются и мечты об управлении генами. Так возникает, например, евгеника (от др.-греч. εὐγενής — «хорошего рода», «благородный»), которая оформилась не столько как наука, сколько как учение о возможности применения селекционных практик по отношению к человеку, а также о способах совершенствования его наследственных свойств. Изначально евгенисты намеревались сражаться с различными проявлениями вырождения в генофонде человека.
Впервые идеи такого рода появляются уже у античных мыслителей. Платон и Аристотель, например, призывали общество обращать внимание на «избранных» людей и всячески поощрять их к размножению. Платон даже рекомендовал временные браки между такими «качественными» людьми для производства потомства. А благодаря Плутарху мы вплоть до начала XXI в. верили в легенду о том, что спартанцы сбрасывали слабых от рождения младенцев со скалы. Современные греческие археологи, тщательно порывшись в ущелье у той самой скалы, никаких останков детей не обнаружили.
В эпоху Возрождения спор между сторонниками значения наследственности и общественных факторов в становлении личности с легкой руки Шекспира получил образное название Nature versus Nurture (Природа против Воспитания).
«A devil, a born devil, on whose nature Nurture can never stick» («Дьявол, прирожденный дьявол, чью природу не обуздать никаким воспитанием») — эти слова в трагикомедии «Буря» произносит Просперо, характеризуя другого персонажа пьесы, Калибана.
В современном понимании евгеническое учение появилось в Англии, а главным его активистом был Френсис Гальтон (между прочим, двоюродный брат Чарльза Дарвина). Гальтон, собственно, и придумал назвать учение «евгеникой» и, помимо прочего, рассматривал его, подобно многим своим современникам вроде Огюста Конта с его социальной физикой, как подобие ни много ни мало новой религии.
Пик популярности евгеники пришелся на первую половину XX в. Однако в дальнейшем репутация учения сильно пострадала из-за ассоциаций с преступлениями нацистов. После Второй мировой войны за евгеникой закрепилось множество негативных аллюзий, таких как эксперименты над людьми, расовая гигиена, искоренение «неугодных» социальных групп и другие. Удивительно, но к концу прошлого века евгенике почти удалось избавиться от бремени отрицательных коннотаций, чему способствовали рост населения планеты и изменение демографической ситуации в целом.
Вкупе с этим сбылись представления евгенистов о социальном развитии и способствующих ему тенденциях, поэтому сегодня вопросы о статусе евгеники (в первую очередь, конечно, моральном и этическом) снова актуальны. И объясняется это тем, что в рамках генетики человека решаются многие вопросы, связанные с наследственными заболеваниями. Принято различать положительную и отрицательную евгенику. Разница между ними в том, что первая содействует воспроизводству людей с ценными для общества признаками (высокий уровень интеллекта и физического развития, отсутствие болезней, передающихся по наследству), а вторая стремится ограничить или завершить размножение людей, имеющих явные дефекты.

Теории, схожие с евгеническими учениями, распространились в научных кругах после обнародования в печати результатов изучения нескольких поколений американских семей, произошедших от асоциальных предков. После того как на поверхности оказались факты наследственной передачи асоциальности из поколения в поколение, общественность в большинстве своем стала поддерживать идею о том, что государство должно проводить политику «улучшения нации». Самыми известными примерами таких исследований были семьи Джукес и Калликак. Род Джукесов исследовался дважды — в 1877 и 1915 гг. Оказалось, что насчитывающая несколько тысяч человек семья последовательно воспроизводила бродяг, профессиональных нищих, проституток и представителей других асоциальных поприщ.
Вместе с тем государство потратило на различного рода виды деятельности, связанные с тюремным содержанием этих людей, социальными выплатами и тому подобными расходами, около двух миллионов долларов. Изучение семьи Калликак оказалось еще более существенным подтверждением евгенических теорий, которые рассматривают наследственность как главный фактор в формировании человеческой личности, поскольку исследовали два рода, начатые общим предком. По сути, это было потомство одного человека, однако в одном случае это был результат внебрачной связи с умственно отсталой служанкой, а в другом — дети от брака с женщиной из «приличной семьи».
Напротив, ярким контрастом на фоне подобных исследований было изучение рода американского проповедника XVIII в. Джонатана Эдвардса. Данными всех этих научных изысканий воспользовался, в частности, известный апологет евгеники Лотроп Стоддард, автор книги «Бунт против цивилизации». Эта и другие работы привели к тому, что в некоторых странах евгеническое учение проникло на государственный уровень и стало основанием для проведения соответствующей социальной политики «совершенствования человеческих качеств».
Многие сторонники евгеники призывали государство стать своего рода аналогом регулятора естественного отбора, поскольку, дескать, в результате улучшения жизненных условий и распространения человеколюбия природные механизмы регуляции в социуме ослабли, благодаря чему у социально бесполезных и вредных людей есть все возможности для жизни и размножения. А таковые, по мнению евгенистов, рассуждавших сугубо экономическими категориями, подлежали принудительной стерилизации, так как в противном случае на плечи общества ложатся непосильные расходы, которые только будут увеличиваться и в конечном счете обязательно приведут к финансовому краху государства.
Первым штатом, принявшим в 1907 г. евгенические законы, стала Индиана. Самые жестокие законы, касающиеся стерилизации, были приняты в Северной Каролине, где стерилизация делалась автоматически всем, у кого IQ был ниже 70. Помимо этого поощрялась стерилизация нищих: добровольцам даже платили премию в размере 200 долларов.
В целом евгенические программы в нескольких штатах США осуществлялись в 1920—1950 гг. В 1932 г. в Нью-Йорке прошел один из международных конгрессов по вопросам евгеники. На этом мероприятии один из выступавших заявил, что применение в Соединенных Штатах закона о стерилизации всего за сто лет приведет к ликвидации 90% преступлений, ментальных расстройств и болезней, различного рода перверсий, а также многих других социологических дефектов и форм дегенерации. Все это, по словам специалиста, позволило бы освободить пенитенциарные учреждения и психиатрические больницы и тем самым снизить общественные расходы на их содержание.
Как отголосок тех времен остаются законы некоторых штатов США, где до сегодняшнего дня у осужденных на пожизненное заключение преступников, совершивших преступления сексуального характера, есть возможность заменить это наказание добровольной стерилизаций. Говоря о Европе, помимо трагического опыта нацистской Германии стоит упомянуть и о других странах. В частности, первая стерилизация по решению суда была осуществлена в 1925 г. в Дании. Законы о принудительной стерилизации «неполноценных» действовали в Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии и Швейцарии.
Сегодня произносить вслух слово «евгеника» не решится ни один политик. Однако, по сути, схожие с евгеническим учением программы поддержки и поощрения более умных и здоровых граждан проводятся правительствами разных стран. Примером могут служить Сингапур и КНР.
Дискуссия вокруг евгенического учения не затихает и, возможно, даже активизируется. С одной стороны, в развитых странах растет «генетический груз», что обусловлено высоким уровнем развития медицины, позволяющей людям, имеющим врожденные генетические заболевания, доживать до репродуктивного возраста. В различных обществах до сих пор не устоялось мнение по поводу способов контроля рождаемости, подтверждением чему служат споры по поводу абортов. При этом развитые общества готовы консультировать входящих в группы риска и компенсировать отсутствие шансов на рождение собственного полноценного и здорового потомства, развивая институт усыновления.
Вместе с тем до сих пор слабо изучено влияние многих отрицательных, по мнению общества, признаков на потомство, так же как и нет безусловных свидетельств того, что положительные качества наследуются гарантировано.
Социогенетика и люди будущего
Изложение любой научной темы завершается прогнозом. Научная фантастика предложила множество версий будущего, в котором человек изменится также с точки зрения социального поведения. Социальная эволюция, безусловно, не стоит на месте, а стремительное развитие технологий и характер современных демографических процессов в планетарных масштабах свидетельствуют о том, что социальная жизнь и общественное поведение человека в будущем непременно изменятся. Довольно ощутимым является влияние идей трансгуманизма на социальные изменения, происходящие во многом благодаря техническому прогрессу.
Расширения человека, точь-в-точь по Маршаллу Маклюэну, приходят не только как новые технические приспособления вроде смартфона или беспилотного автомобиля, но и как реальные имплементации в физическое тело индивида. Импланты, аугментации, виртуальная реальность — это уже свершившееся будущее. В ближайшее десятилетие распространится «человек подключенный», обросший нейроинтерфейсами, способными обеспечить прямое взаимодействие мозга и компьютера. Уже доказано, что в прошлом такие физиологические изменения уже привели к вымиранию одних проточеловеческих видов и победе других в борьбе за выживание.
За последние десять тысяч лет в жизни человечества произошли серьезные изменения, из-за чего человеческому организму пришлось существенно видоизмениться, чтобы приспособиться. Сельскохозяйственная революция изменила питательный рацион человека, а затем привела к возникновению новых заболеваний, для победы над которыми людям пришлось искать решения, в том числе с помощью науки. Изменилась и внешность человека: люди стали полнее, а в некоторых регионах даже выше.
Некоторые ученые считают, что социофизиологические изменения будут сопутствовать человечеству всегда. Как мы уже выяснили, запрос на социальное взаимодействие определяется контекстом. Например, в ближайшие годы будут стремительно распространяться принципы здорового физического и психологического образа жизни. Поскольку общество начинает пристально следить за соблюдением этих признаков, люди всерьез задумываются о биохакинге, чтобы «взломать» продолжительность жизни и преодолеть ограничения с генетически предопределенным уровнем здоровья.
Эйфория технологического всемогущества может рассеяться, когда многие «инновации» вроде медицинских интервенций в геном или искусственного интеллекта не оправдают социальных ожиданий, однако на это почти не обращают внимания. Некоторые изменения могут быть вызваны снижением уровня энергопотребления человека, что логично приведет к уменьшению размеров тела. Так будет проще распределиться по планете в перспективе необратимого роста населения в ближайшее десятилетие.
Потенциальным вызовом в этих условиях будет увеличение продолжительности жизни человека, что прописано даже на уровне национальных стратегий мировых государств. Сегодня цифра 120 лет уже не кажется такой нереальной. Персональная и генетическая медицина, диеты из модифицированных генетически или на наноуровне продуктов — все это позволит повысить эффективность функционирования человека. В перспективах социальной модификации постановка вопроса не столько об этической целесообразности видоизменения генома, сколько о допустимости сохранения каких-то общественно неприемлемых генетических черт.
В будущем возможность выбирать внешность потомства может стать не просто возможностью, но и необходимостью, поскольку будет влиять на жизненную траекторию индивида. По всей видимости, существование социальных генов человека сегодня не столько научно доказано, сколько реально ощутимо. Если даже социальных генов не существует, нам пришлось их придумать, чтобы чувствовать себя увереннее в условиях наступления технологического прогресса.
При всей сложности и умозрительности предположений относительно будущего человечества не стоит забывать об угрозе потери человечеством собственной идентичности на пути технологического самосовершенствования. И тут-то социальные гены могут нам пригодиться.
Для студентов-социологов, начинающих «дискурсологов», а также всех интересующихся вопросами медиапотребления.
Анализ социополитического дискурса
Основой курса являются знания в области социологии, политологии, культурологии, лингвистики. Слушатели знакомятся с современным пониманием дискурса в общественных науках, а также различными формами представления дискурса: от текстов литературы до кинематографа, рекламы и интернета.
  • Что вы получите
    ● 33 урока, курс разбит на 5 разделов
    ● Экспериментальный формат контента
    ● Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    ● Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    ● Нет упора на проверочные задания
    ● Профессиональное видео и современная графика
    ● Быстрая связь с техподдержкой и возможность общаться с авторами напрямую
    ● Сертификат о прохождении курса
  • Наш курс позволит вам
    ● Научиться различать виды дискурсивных практик
    ● Освоить метод дискурс-анализа
    ● Узнать, какой увлекательной может быть работа с учебным материалом социальных наук
Это открытая статья из курса «Анализ социополитического дискурса». Чтобы изучить весь курс, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта
Понятно